В поисках реки Голедянки. Шаг второй

Вот мы и перешагнули через Новоухтомское шоссе, оказавшись в прелестном (когда-то) березняке. Справа осталась старинная дорога из Выхино и Кусково, которая вела в село Косино. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века она старательно исполняла свои функции, одевшись в асфальт. Сегодня – это совсем небольшая дорога, главной целью которой является помощь людям в достижении пляжа на Белом озере и расположенных рядом (по состоянию на 2002 год – уже уничтоженных) автомобильных стоянок и стадиона “Автомобилист”, оказавшегося совсем недавно тренировочной базой столичного футбольного клуба “Локомотив”.

Карта точек съемки.
Карта точек съемки.

Слева от нас оказался ряд зданий, окруженных бетонным забором. Раньше здесь размещался 9-й батальон ГАИ, сегодня – 1-й отдельный батальон ДПС и что-то там еще (язык и память сломаешь, пока вспомнишь точную аббревиатуру). В годы реформации и переведения ГАИ в ДПС этот комплекс значительно расширился, благодаря чему в значительной степени поредел тот самый березняк. Сегодня окрестности дислокации батальона сильно загрязнены бытовым мусором.

Место пересечения стока из Черного озера с разворотом на МКАД.
Место пересечения стока из Черного озера с разворотом на МКАД.

Сразу за дорогой на глаза нам попадается небольшой ручеек, впадающий в трубу, проложенную под проезжей частью. Это остатки некогда функционировавшего стока из современного Черного озера, который, по идее, должен был сливаться со стоком из Белого озера, а затем впадать в один из отстойников на Жулебинском поле. Однако сегодня этот ручеек представляет собой скорее болото. Впадая в трубу под дорогой с одной стороны, с другой стороны он уже не вытекает – там “сухо и комфортно”.

Сток из современного Черного озера. Облагороженный человеческими руками канал.
Сток из современного Черного озера. Облагороженный человеческими руками канал.

Двинемся дальше. Пройдя по направлению к Черному озеру несколько сот метров, мы попадаем в какой-то степени живописные места. Сток здесь был когда-то расширен и облагорожен, о чем можно судить по фотографиям. Но вновь повторюсь, сегодня – это скорее болото, нежели ручей.

Вид на плотину, созданную на современном Черном озере для регулировки стока воды.
Вид на плотину, созданную на современном Черном озере для регулировки стока воды.

Дойдя до конца стока, мы видим плотину, установленную здесь для регулирования уровня воды в современном Черном озере. Плотина находится в заброшенном состоянии. Лет пять назад около нее была еще и небольшая насосная станция. На сегодняшний день о ее существовании уже ничто не напоминает. Здесь открывается красивый вид на современное Черное озеро.

Мост над каналом, соединяющим современное Черное и Белое Косинские озера.
Мост над каналом, соединяющим современное Черное и Белое Косинские озера.

Почему я все время упорно повторяю слова “современное Черное озеро”? Разве есть еще и “несовременное”? Да, действительно есть. До Великой Отечественной войны существовало только одно Черное озеро – историческое (ледникового периода). Оно было окружено топкими болотами, в которых частенько увязал и гибнул домашний скот (откуда и пошло название – Черное). Во времена Великой Отечественной войны здесь была развернута добыча торфа – люди остро нуждались в дешевом виде топлива. После того как работа здесь закончилась, остались обширные выработки, которые решено было заполнить водой. Для этого прорыли канал из “старого” Черного озера, а затем, насколько я помню во времена засухи в 60-70-х годах, прорыли второй канал, связав таким образом Белое и Черное озера в единую водную систему. Однако расчет оказался неверным: вместо того, чтобы заполнить торфяные выработки чистой водой из родникового Белого озера, строители получили обратный эффект – вся грязь из выработок попала в Белое озеро, практически погубив его экосистему.

Вид на современное Черное озеро, появившееся после второй мировой войны.
Вид на современное Черное озеро, появившееся после второй мировой войны.

Увидеть историческое Черное озеро можно и сегодня – пройдя еще около километра на север, миновав тот самый злополучный перешеек, соединивший две водные системы. И сегодня “старое” Черное озеро окружено болотами. Дойти до зеркала озера достаточно трудно, но вы можете его увидеть – посмотрите на фотографии.

Родник на северной стороне Черного озера.
Родник на северной стороне Черного озера.

На самой северной оконечности Черного озера бьет родник. Уже многие годы сюда приходят жители из окрестных районов за ключевой водой. Однако чистота воды в бактериологическом плане вызывает опасения. Лишь недавно родник приобрел тот вид, который вы можете видеть на фотографии. Раньше он был украшен прекрасным деревянным домиком-колодцем. Но какие-то вандалы раз за разом ломали и изгаживали (в прямом смысле слова) это место. В конце концов терпение у добровольного украсителя родника лопнуло, и он просто напросто его засыпал, оставив только трубу для отвода воды.

Сток из исторического Черного озера на северной стороне.
Сток из исторического Черного озера на северной стороне.

Пройдя дальше, против часовой стрелки от места нашего первого выхода к озеру, мы увидим еще один канал-сток. Вода по нему бежит еле-еле. Куда он ведет – я пока не знаю, разберусь попозже.

Место, откуда вытаскивали танк.
Место, откуда вытаскивали танк.

Вот мы и вышли к кольцевой автодороге. Повернем налево и пойдем вдоль болота, опоясывающего Черное озеро. Именно с этой стороны энтузиастами-поисковиками в 1999 году был найден и поднят с глубины танк Т-34.

Вид на Черное озеро с "Морозовского поля" - между МКАД и современным Черным озером.
Вид на Черное озеро с “Морозовского поля” – между МКАД и современным Черным озером.

Взобравшись на горку на “Морозовском” поле, мы наблюдаем соединение старого с новым – громады района Новокосино, возвышающиеся над гладью Черного озера. Именно здесь можно почувствовать то, как изменялись окрестности, как пропадали старые постройки и появлялись новые. Много и долго можно рассказывать об этом, но думаю, что для этого надо отвести отдельное место. И сделаем мы это в следующий раз.