Свое путешествие начнем мы, пожалуй, с верховьев реки. Но не с самого начала, а, допустим, чуть ниже по течению. А с самым началом реки познакомимся чуть позже.
Итак, одним из главных ориентиров, чтобы не заблудиться ненароком в толчее и суматохе прирыночных территорий возле метро “Выхино”, мы выберем самое высокое здание в этом месте – здание научно-производственного объединения “Орион” (ул. Косинская, д.9), бывшего засекреченного почтового ящика. Поговаривают, что в свое время в этих стенах “выращивали кристаллы для систем наведения межконтинентальных ракет”. Так это или не так, естественно, выяснить не удастся.
По словам старожилов, на этом месте раньше было болото и озерцо. Затем сюда стали свозить мусор. Потом озеро и болото пытались осушить. В конце концов это место завалили мусором и грунтом, заровняли и стали возводить башню. Построить ее хотели в два раза выше, но фундамент дал усадку, и все оставили в том виде, до которого успели достроить.
Территория вокруг представляла из себя фактически пустырь. Между НПО и железной дорогой провели коллектор городской канализации. Затем над коллектором возвели гаражи. Но все равно, большей частью это был пустырь. Затем, уже во времена перестройки и массовой коммерциализации, сюда пришли предприниматели с южных окраин России и ближнего зарубежья, и в настоящее время эта местность фактически представляет из себя громаднейший фруктово-овощной рынок и такую же грандиозную помойку, растянувшуюся от станции метро “Выхино” и почти до кольцевой автодороги.
В январе 2002 года на территории, практически все время остававшейся нетронутой, возле полотна ж/д, за всеми гаражными кооперативами и рынком, построили пункт сбора снега – “снеготаялку”.
Никаких намеков на протекавшую здесь когда-то реку, естественно, не осталось. Пройдя сквозь этот бедлам, мы окажемся около моста на МКАД, перекинутого через Казанское направление железной дороги. Хочу предупредить тех, кто, может быть, когда-нибудь окажется в этих местах: будьте особо осторожны и бдительны, с давних пор эта местность облюбована бомжиками и “кочевниками” с юга. В свое время здесь останавливались целые таборы. Сейчас (весна 2002) в этих местах обитают только бомжи.
На мосту нам открывается красивый вид на древнее село Косино (см. фото). На этой стороне МКАД (с левой стороны от Казанского направления ж/д) следов реки сохранилось больше. Те самые, упомянутые в энциклопедиях, пруды-отстойники до сих пор функционируют и исправно пытаются очистить сточные воды от нефтяных примесей и других загрязнений.
Также нашему взору представятся современные инженерные коммуникации, построенные над веткой коллектора, ведущего из Москвы на Люберецкую станцию аэрации. Рельеф местности, соответственно, в значительной степени изменен.
Чуть левее, ближе к селу Косино, до сих пор сохранилось болотце. С одного его края растут красивые старые деревья. В свое время, когда я был еще школьником, мы с друзьями частенько сюда захаживали. Нам было очень интересно, что там такого “за кольцевой”. А был здесь совершенно иной мир. Бегали зайцы, из-под ног улепетывали куропатки… Сейчас вся живность представляет из себя пару-тройку уток, одну-две сороки и несколько стай ворон…
В те самые времена, не помню уже когда и каким образом, нашли мы в земле кусок белого камня. Расчистив его, обнаружили на нем остаток надписи. Уже потом, немного повзрослев, я понял, что это – бывший надмогильный обелиск (по всей видимости, XIX века). Откуда он взялся в этом месте? Остается только догадываться. Быть может, этот камень был свезен сюда вместе с мусором с Косинского кладбища, когда расширялась Косинская трикотажная фабрика. Может быть, его привезли сюда строители, когда прокладывали кольцевую дорогу. Не знаю. Но то, что кладбища в этом месте не существовало никогда – это факт.
Продвинувшись в восточном направлении вдоль железной дороги, наткнемся на остатки фундамента какого-то здания. Что это было, также неизвестно. Чуть поодаль мы попадем к самому, наверно, явному признаку того, что здесь была река – к мосту на железной дороге. Мост был построен в 1862 году вместе с железнодорожными путями. Почему я решил, что этот мост был именно через реку? Да потому что он просто-напросто тогда здесь был бы вовсе и не нужен. Никаких дорог к нему не идет. Да и низок он для того, чтобы под ним ездили. Стены его покрыты мхом, что говорит в какой-то степени о повышенной влажности.
Вместе с расширением железной дороги, расширяли и мост, что видно на фотографии, сделанной под ним. Одна часть – старая (без бруса), другая – новая (с брусом), которая разрушается чуть ли не быстрее, чем старая.
Рядом с мостом можно встретить несколько колодцев. В одном из них виден бурный поток. Наверное, это и есть остатки той самой реки. Идет этот поток из ближайшего отстойника, построенного на старом притоке реки Голедянки, берущим свое начало из Косинских озер, куда мы и направим свой путь дальше.
Пройдя примерно километр от железной дороги в северном направлении, мы сталкиваемся с небольшим ручейком, впадающим в первый отстойник, расположенный ближе к селу Косино. Поток у ручейка весной достаточно сильный, но уже ближе к лету он практически пересыхает. Свое начало ручеек берет в Косинском Белом озере, в районе городского пляжа. Местность, расположенная чуть выше по течению ручейка, была в постперестроечные годы самозахвачена огородниками. Но вести на ней хозяйство было достаточно трудно, так как по весне она полностью затапливалась вешними водами.
Поднявшись вверх по течению ручья, мы выходим на Новоухтомское шоссе. Оно было построено сравнительно недавно, в конце 80-х – начале 90-х годов. А до этого автопоток двигался по Муромской улице, проложенной по старинной дороге, ведущей из сел Кусково и Вешняки в село Косино с южной части Белого озера. Именно в этой части дороги открывается великолепнейший вид на жемчужину села Косина – храмовый комплекс приходской церкви – храмы Николая Чудотворца, Успения Богоматери и Свято-Тихоновский.
Здесь, пожалуй, я закончу первый шаг на пути исследования мест, по которым текла река Голедянка. Второй шаг мы начнем на территории Косинских озер, которые косвенно входили в водную систему реки.