Вот мы и перешагнули через Новоухтомское шоссе, оказавшись в прелестном (когда-то) березняке. Справа осталась старинная дорога из Выхино и Кусково, которая вела в село Косино. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века она старательно исполняла свои функции, одевшись в асфальт. Сегодня – это совсем небольшая дорога, главной целью которой является помощь людям в достижении пляжа на Белом озере и расположенных рядом (по состоянию на 2002 год – уже уничтоженных) автомобильных стоянок и стадиона “Автомобилист”, оказавшегося совсем недавно тренировочной базой столичного футбольного клуба “Локомотив”.
Слева от нас оказался ряд зданий, окруженных бетонным забором. Раньше здесь размещался 9-й батальон ГАИ, сегодня – 1-й отдельный батальон ДПС и что-то там еще (язык и память сломаешь, пока вспомнишь точную аббревиатуру). В годы реформации и переведения ГАИ в ДПС этот комплекс значительно расширился, благодаря чему в значительной степени поредел тот самый березняк. Сегодня окрестности дислокации батальона сильно загрязнены бытовым мусором.
Сразу за дорогой на глаза нам попадается небольшой ручеек, впадающий в трубу, проложенную под проезжей частью. Это остатки некогда функционировавшего стока из современного Черного озера, который, по идее, должен был сливаться со стоком из Белого озера, а затем впадать в один из отстойников на Жулебинском поле. Однако сегодня этот ручеек представляет собой скорее болото. Впадая в трубу под дорогой с одной стороны, с другой стороны он уже не вытекает – там “сухо и комфортно”.
Двинемся дальше. Пройдя по направлению к Черному озеру несколько сот метров, мы попадаем в какой-то степени живописные места. Сток здесь был когда-то расширен и облагорожен, о чем можно судить по фотографиям. Но вновь повторюсь, сегодня – это скорее болото, нежели ручей.
Дойдя до конца стока, мы видим плотину, установленную здесь для регулирования уровня воды в современном Черном озере. Плотина находится в заброшенном состоянии. Лет пять назад около нее была еще и небольшая насосная станция. На сегодняшний день о ее существовании уже ничто не напоминает. Здесь открывается красивый вид на современное Черное озеро.
Почему я все время упорно повторяю слова “современное Черное озеро”? Разве есть еще и “несовременное”? Да, действительно есть. До Великой Отечественной войны существовало только одно Черное озеро – историческое (ледникового периода). Оно было окружено топкими болотами, в которых частенько увязал и гибнул домашний скот (откуда и пошло название – Черное). Во времена Великой Отечественной войны здесь была развернута добыча торфа – люди остро нуждались в дешевом виде топлива. После того как работа здесь закончилась, остались обширные выработки, которые решено было заполнить водой. Для этого прорыли канал из “старого” Черного озера, а затем, насколько я помню во времена засухи в 60-70-х годах, прорыли второй канал, связав таким образом Белое и Черное озера в единую водную систему. Однако расчет оказался неверным: вместо того, чтобы заполнить торфяные выработки чистой водой из родникового Белого озера, строители получили обратный эффект – вся грязь из выработок попала в Белое озеро, практически погубив его экосистему.
Увидеть историческое Черное озеро можно и сегодня – пройдя еще около километра на север, миновав тот самый злополучный перешеек, соединивший две водные системы. И сегодня “старое” Черное озеро окружено болотами. Дойти до зеркала озера достаточно трудно, но вы можете его увидеть – посмотрите на фотографии.
На самой северной оконечности Черного озера бьет родник. Уже многие годы сюда приходят жители из окрестных районов за ключевой водой. Однако чистота воды в бактериологическом плане вызывает опасения. Лишь недавно родник приобрел тот вид, который вы можете видеть на фотографии. Раньше он был украшен прекрасным деревянным домиком-колодцем. Но какие-то вандалы раз за разом ломали и изгаживали (в прямом смысле слова) это место. В конце концов терпение у добровольного украсителя родника лопнуло, и он просто напросто его засыпал, оставив только трубу для отвода воды.
Пройдя дальше, против часовой стрелки от места нашего первого выхода к озеру, мы увидим еще один канал-сток. Вода по нему бежит еле-еле. Куда он ведет – я пока не знаю, разберусь попозже.
Вот мы и вышли к кольцевой автодороге. Повернем налево и пойдем вдоль болота, опоясывающего Черное озеро. Именно с этой стороны энтузиастами-поисковиками в 1999 году был найден и поднят с глубины танк Т-34.
Взобравшись на горку на “Морозовском” поле, мы наблюдаем соединение старого с новым – громады района Новокосино, возвышающиеся над гладью Черного озера. Именно здесь можно почувствовать то, как изменялись окрестности, как пропадали старые постройки и появлялись новые. Много и долго можно рассказывать об этом, но думаю, что для этого надо отвести отдельное место. И сделаем мы это в следующий раз.