Ко времени А.А. Писарева относятся и первые публикации о Люблино. Привечаемый им малоизвестный писатель И.Г. Гурьянов опубликовал очерк, написанный им по впечатлениям посещения усадьбы 5 августа 1825 г. “Ныне нет здесь представлений, но жители столицы все ездят сюда проводить время, и принимаются с тем же гостеприимством, с каковым и прежде; здесь во всякое время встречается посетитель с услужливостью: пожелает ли он посмотреть дом, театр или хороший сад с отличною оранжереею - приставленные к сему служители все ему покажут и удовлетворят его любопытство. Пройдя флигели и небольшую площадку, вы войдете в оранжерею и удивитесь царствующему здесь порядку и чистоте; вся оранжерея разделяется на десять зал; шестая, составляющая середину сего весьма большого здания, круглая, покрыта куполом и освещается сверху; на самой средине стоит отличное по величине померанцевое дерево: тщательно сохраненное, оно заслуживает особое замечание; не говоря о том, что густые ветви его занимают знатное пространство сего зала, скажем, что стебель оного имеет в окружности 14 вершков; признаюсь, что подобного ему я не видел даже в Горенках И.Г. Гурьянов отметил, что тогда рядом с оранжереей в особом здании находилось ананасное или цветочное отделение, в котором самым примечательным было финиковое дерево; перед оранжереей находились парники, а за ним своего рода питомник, где выращивались молодые деревья. Судя по некогда принадлежавшей искусствоведу А.Н. Гречу редкой гравюре по рисунку Г. Афанасьева “Загородный дом генерал-лейтенантши Дурасовой в 7-и верстах от Москвы”, в то время в Люблино также существовали большой мост через пруд, очевидно, понтонный или плашкоутный, и находившийся рядом с ним небольшой парковый мостик на дорожке, ведущей по берегу пруда. Известно, что еще один мост на этой же дорожке был перекинут через небольшой залив.

Молчание. Скульптура XVIII в. Фото XIX в.
Молчание. Скульптура XVIII в.
Фото XIX в.

В 1835 г. Люблино унаследовала жена А.А. Писарева Агриппина Михайловна. Тогда Писаревы обычно жили в другом своем подмосковном имении Большие Горки (более известном под современным названием Горки-Ленинские). А Люблино так и осталось популярнейшей дачной местностью, посещаемой многими москвичами. Тем не менее и ее коснулись перемены. Были заведены обширный огород и прекрасный скотный двор, для которого было выписано стадо дорогих тирольских коров; сооружена образцовая ананасная теплица, нагреваемая “открытым способом”. В саду и оранжерее прибавилось экзотических растений. По свидетельству современника, сад и оранжерея никогда еще не были в таком цветущем состоянии, даже при Н.А. Дурасове. Несмотря на это, есть основания полагать, что в семейной жизни Писаревых не всё было гладко. Так на письме А.А. Писарева 1840 г. историку Н.Д. Иванчину-Писареву, опубликованному в сборнике «Старина и новизна» (историческом сборнике, издаваемом при Обществе ревнителей русского исторического просвещения) сделана приписка: «Увы! Меня выгоняют из моего гнездышка, из моего дорогого Люблино…» (перевод с французского)

В середине ХIХ века, после смерти мужа, А.А. Писарева, уже не справлявшаяся с управлением таким большим хозяйством, решила расстаться с Люблино. По некоторым данным, она продала имение с усадьбой московскому богачу Н.П. Воейкову. В свою очередь Люблино со временем перекупили известные коммерсанты - купец 1-й гильдии Конон Никонович Голофтеев (1822-1896), бывший почётным попечителем школы садоводства, и его компаньон и родственник Петр Николаевич Рахманин (умер 1873?). Они занимались торговлей "модным дамским товаром" под фирмою "К.Голофтеев и П.Рахманин". Оба предпринимателя превратили Люблино практически целиком в дачный поселок. Господский дом, в котором они поселились, подвергся небольшим переделкам, в ходе которых северная колоннада был застеклена, заложены арки в цоколе, между колоннами установлены балюстрады. Тем не менее, реконструкция здания была проведена очень бережно, его облик почти не изменился. Бережно сохранялись старинная мебель и картины западноевропейских художников Барбери, Ван-Гельда, Мено, Швенинга. У входа в дом стояла статуя ХVIII века, изображающая аллегорическую фигуру "Молчание", возможно, сохранявшаяся ещё от дурасовских времен.

Источники:
Е.М. Юхименко. Люблино прекрасное, Люблино милое. Москва, 2005.
http://hist-usadba.narod.ru/
http://lubli.ru/
http://www.teleinform.ru/
http://ru.wikipedia.org/

<< Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  Вперёд >>